20 Хешвана - день рождения пятого Любавического Ребе
14.11.11 11:50

20 хешвана – день рождения пятого Любавичского Ребе Шолома Дов-Бера, более известного под именем Ребе РАШАБ – мудреца Торы.

Ребе Рашаб Шолом-Дов-Бер Шнеерсон родился в семье Четвертого Любавичского Ребе 20 Хешвана 5621 г. (1860 г.)  в Любавичах.
С 1916 г. его общественная и религиозная деятельность тесно связана с нашим городом. В 1916 году, когда из-за аступления германских войск евреи были насильственно эвакуированы из прифронтовой полосы на Дон, семья, ученики и последователи Пятого Ребе приехали в Ростов-на-Дону. Сначала они жили на ул. Пушкинской, 78 (ныне 38), а в 1918 году - в переулке Братском, 44 (ныне 42).
В доме звучали детские голоса, повторяющие стих за стихом Тору, молитвы, здесь появился слабый свет среди тьмы войны, насилия и голода? 
Начав заниматься общественной деятельностью в 14 лет, в 22 года Шолом-Дов-Бер стал преемником отца, Пятым Любавичским Ребе.
И одним из главных дел его жизни было подлинное еврейское воспитание. В 1897 году он основал в Любавичах иешиву "Томхей Тмимим" ("Опора чистых сердец"), в деятельности которой делал упор на "Тмимус" (искренность). В наши дни ее отделения существуют в разных странах мира. А в 1911 году в городе Хевроне им была основана первая в Эрец-Исраэль хабадская иешива под названием "Торат эмет".
Существует много историй, повествующих нам о том, как нес Пятый Ребе свет в юные души своих учеников; как ответственно и талантливо относился он к воспитанию молодых евреев.

Человек приходит в этот мир со своим заданием от Вс-вышнего. Но не всякий человек может так глубоко понять это задание и так просто его исполнить. Ребе РАШАБ был наделен именно таким даром и такой способностью. Будучи главой движения Любавичских хасидов, он вывел и учение, и идеи, и людей, которым он служил и которым он помогал понять себя и Творца, на новый уровень. Именно благодаря его энергии и воле была основана знаменитая на весь мир иешива «Томхей Тмимим», что значит «Поддерживающий цельных духом».

Создание «Томхей Тмимим» было одним из ответов Ребе РАШАБа на светское сионистское движение, которое в его время стало проникать в еврейскую общину. Ребе был его категорическим противником. Ребе РАШАБ основал иешивы «Томхей Тмимим» для того, чтобы «фальшивому решению» современных проблем евреев противопоставить ответ в духе Торы. Учение хасидизма, ставшее неотъемлемой частью иешивы, давало мыслящему и пытающемуся нащупать правильный путь еврею орудие, с помощью которого он мог обрести подлинное самосознание.


Ребе РАШАБ говорил: «А хасидишер штикл бройт вет ныт фарфалн верн». В переводе с идиш выражение означает: «Хасидский кусок хлеба не пропадет».


Приведенное выражение надо понимать так: человек, вскормленный «хлебом» хасидского учения, не потеряется в хаосе этого мира. Даже если еврей утратил связь с Торой, то, в конце концов, обязательно вернется в лоно еврейства. Такова сила «хасидского куска хлеба» – о ней нам напоминает пример, идеи, сила духа и убежденность пятого Любавичского Ребе Шолома Довбера, известного как Ребе РАШАБ.