Сегодня – день рождения раби Цемах-Цедека
28.09.11 13:42
Сегодня, 29 элула, исполняется 222 года со дня рождения Третьего Любавического Ребе раби Менахема-Мендела бар Шалом-Шахне, известного также как Цемах-Цедек (название книги его респонсов, опубликованной после его смерти и получившей всеобщее признание, Цемах Цедек переводится как «росток праведности»).
 
Ребе Цемах-Цедек также известен как непримиримый борец портив насильственной рекрутчины, которой царское правительство преследовало еврейских детей, а также против уничтожения царским правительством системы традиционного еврейского образования, когда вместо хедеров и иешив министр Уваров вознамерился завести казенные школы и раввинские училища.
 
Родился 29 элула 5549 (1789) года в городке Лиозно, южнее Витебска. Его отцом был рабби Шолом-Шахна, а матерью – рабанит Двора-Лея, дочь Альтер Ребе.
 
Новорождённый был назван в честь главы белорусских хасидов раби Менахема-Мендла из Витебска (по другим источникам – раби Менахема-Мендела из Городка), умершего на Святой Земле, в Тверии, за год до этого.
 
В 5553 году, в пост Гедалии, через три дня после того, как ребёнку исполнилось три года, умерла его мать – ребецн Двора-Лея. С той поры он воспитывался в доме Альтер Ребе и изучал Тору под его руководством.
 
В восемь лет он уже углубленно изучал Талмуд и книги законоучителей, проявляя способность мгновенно усваивать материал и исключительную память.
 
С двенадцати лет он начал подробно записывать уроки деда – многие из этих записей, впоследствии просмотренных и исправленных самим Альтер Ребе, легли в основу книги «Тора Ор» и «Ликутей Тора» (Собрание бесед по Торе), содержащих толкования Альтер Ребе на Пятикнижие.
 
После бар-мицвы мальчика Альтер Ребе установил особые часы занятий с внуком, во время которых они изучали такие сложнейшие книги как «Кузари» раби Йеуды а-Леви и «Морэ нэвухим» («Путеводитель колеблющихся») РАМБАМа, а также книги по Каббале и устную традицию хасидизма.
 
Изучение законодательной части Торы юноша продолжал в хевруте (паре) с братом покойной матери раби Дов-Бером (Мителер Ребе).
 
В 5563 (1802) году, на четырнадцатом году жизни, Менахем-Мендел женился на своей двоюродной сестре Хае-Мушке, дочери раби Дов-Бера.
 
В этот период, не ограничиваясь записью услышанного от деда, тестя и других знатоков Торы, раби Менахем-Мендел начал писать собственные хидушим (аналитические заметки) и комментарии к изучаемым сочинениям.
 
В восемнадцать лет он закончил работу над своей первой книгой, названной «Таамей а-мицвот» («Смысл заповедей»).
 
В 1812 году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, раби Менахем-Мендел вместе со всей семьей последовал за отступающей русской армией.
 
После изнурительных скитаний, продолжавшихся около пяти месяцев, они прибыли в Курскую губернию, где в селе Пена Альтер Ребе заболел и скончался (похоронен в городе Гадяч), а его внук раби Менахем-Мендел присутствовал при его последних часах.
 
Возвратившись в Белоруссию в 5574 (1814) году, раби Менахем-Мендел поселился в городке Любавичи рядом с раби Дов-Бером, сменившим Альтер Ребе во главе движения ХаБаД. Раби Дов-Бер основал в Любавичах первую хабадскую иешиву, занятиями в которой руководил раби Менахем-Мендел.
 
Поздней осенью 5588 (1827) года, после смерти тестя, раби Менахем-Мендел был избран новым главой движения.
 
Ему сразу же пришлось вступить в борьбу с российскими властями. Еще летом 1827 года император Николай I подписал указ, обязывающий евреев «отбывать рекрутскую повинность в натуре» – причем не с восемнадцати лет, как все остальные, а с двенадцати – еще до бар-мицвы. Российское правительство рассматривало призыв как «воспитательную меру», способствующую постепенному вовлечению еврейских юношей «в лоно православной церкви». Раби Менахем-Мендел всеми силами противодействовал усилиям военных властей по реализации императорского указа: он организовал целую систему выкупа малолетних рекрутов, а также подготовил укрытия и убежища, в которых дети прятались от рекрутского набора. Следуя его призыву, хасиды ХаБаДа проникали в «школы кантонистов» и военные лагеря, чтобы поддержать мобилизованных евреев и укрепить их связь с Торой.
 
Раби Менахем-Мендел сумел много сделать для восстановления единства в еврейском народе, прекращению противостояния между хасидами и миснагедами.
 
Вскоре после своего избрания главой ХаБаДа он посетил Вильно (ныне Вильнюс), Минск и другие центры литовского еврейства. В ходе этих поездок он установил тесные и сердечные отношения с такими выдающимися лидерами «литваков» как раби Ицхак Воложинер (раби Ицеле из Воложина), раби Арье-Лейб Шапиро (раби Лейбеле Ковнер) и раби Давид Лурье из Быхова (Радаль). Позднее многие из литовских знатоков Торы посетили его в Любавичах – был налажен постоянный обмен респонсами и галахическими открытиями.
 
В 1843 году раби Менахем-Мендел был вызван в Петербург к министру просвещения графу Сергею Семеновичу Уварову, подготовившему ряд мер по русификации еврейского населения.
 
Правительство намеревалось заменить хедеры на казенные школы с преподаванием русского языка и общеобразовательных предметов, «чтобы мало-помалу уничтожить в евреях фанатизм отчужденности». Вместо иешив предполагалось создать специальные «раввинские» училища, преподавание в которых должно было вестись под руководством инспекторов-христиан. Зная о том, что евреи во всем следуют указаниям своих раввинов, граф Уваров рассчитывал провести свою реформу руками самих знатоков Торы. Для этого он призвал к себе еврейских руководителей: раби Ицхака из Воложина в качестве представителя миснагедов и раби Менахема-Мендела из Любавичей как представителя хасидов. Однако Сергей Семенович Уваров натолкнулся на неприступную стену. За отказ подчиниться воле правительства раби Менахем-Мендел был подвергнут тюремному заключению. Его освободили лишь благодаря массированному давлению, организованному еврейскими лидерами всех направлений. После возвращения из Петербурга раби Менахем-Мендел значительно расширил свою иешиву в Любавичах, а также создал ее отделения в других городах Белоруссии, – это было его оружием в борьбе с правительством.
 
Раби Менахем-Мендел достиг высочайшей ступени духовного совершенства, обретя контроль над своими чувствами.
 
Рассказывают, что, когда он сталкивался с явлениями, способными вызвать раздражение и гнев, он открывал соответствующий том кодекса Шульхан Арух и погружался в изучение вопроса, разрешено ли гневаться по данному поводу. И пока он приходил к определенному заключению, его гнев улетучивался.
 
Раби Менахем-Мендел умер в Любавичах 13 нисана 5626 (1866) года в возрасте семидесяти семи лет. Во главе движения ХаБаД его сменил сын раби Шмуэль из Любавичей (5594–5643 (1834—1882) гг.), а затем и внук – раби Шалом-Дов-Бер из Любавичей (5621—5680 (1860-1920) гг.).
 
После смерти раби Менахема-Мендела его многочисленные респонсы были собраны в книге Цемах Цедек («Росток праведности»). Книга получила всеобщее признание и широко использовалась для установления законодательных норм.
 
Один из духовных лидеров литовского еврейства раби Ицхак-Эльханан Спектор вспоминал, что в юности он побывал у раби Менахема-Мендела из Любавичей, но хасидский путь служения оттолкнул его – уж слишком много времени растрачивал глава ХаБаДа на сбор пожертвований, на уединенную медитацию, на каббалистические беседы и на молитву. Но когда после смерти раби Менахема-Мендела были опубликованы его респонсы, объединенные в книгу Цемах Цедек, раби Спектор был потрясен его гениальностью и величием в «открытой», законодательной, части Торы. Раби Спектор утверждал, что если бы автор книги Цемах Цедек был еще жив, он бы «первым пришел, чтобы стать его хасидом».
 
В последующих поколениях название этой книги заменило собой имя автора – раби Менахем-Мендел из Любавичей вошел в историю еврейской мысли под именем Цемах-Цедек.