Недельная глава Торы Вайера,
19.10.10 16:03

 

14203

А Авраhаму было сто лет, когда родился у него Ицхак, сын его… И сказала (Сара): кто сказал бы Авраhаму: «Сара стала кормить детей? Ведь в старости его родила я сына»... и Авраhам сделал большой пир… (Берешит, 21) 

Раши задает вопрос: «Почему слово «детей» здесь во множественном числе?» И отвечает: «В день пира, устроенного в честь Ицхака, знатные жены принесли с собой детей, и она кормила их, потому что говорили: «Сара не родила, а взяла в дом подкидыша с улицы». Тем же, что Сара накормила грудью и чужих детей, Сара доказала, что Ицхак - ее собственный сын. Раши говорит: «...накормила их», т.е. кормила детей «знатных жен». Удивительно! Для того чтобы переубедить сомневавшихся в происхождении Ицхака, Саре достаточно было накормить грудью собственного сына. Зачем же она «накормила всех их»?!

Жизнь еврейского народа подобна квинтэссенции, наполненной смыслом существования всего мира .Такой подход не означает самопревозношение, гордыню или пренебрежение другими. На основании этого евреи никогда не устраивали погромов и геноцид! Скорее, это нелегкая задача, поставленная Б-гом перед нами: жить не только во благо себе, но и приносить пользу окружающим). Эту идею мы находим в поступках Вс-вышнего: после рождения народа и дарования Торы Вс-вышний не дает больше заповедей человечеству. Осуществление семи заповедей, данных народам через потомков Ноаха, происходит при участии народа Израиля. Заповедью Вс-вышнего именно евреи обязаны побудить народы мира к их исполнению. Первой ласточкой, предвестницей и началом рождения еврейского народа было рождение Ицхака, так сказано было Вс-вышним Авраhаму: «Ибо в Ицхаке наречется тебе род» ( Берешит, 21:12) – произойдет от Ицхака и будет идти его путем. Именно с этого момента влияние на мир еврейского народа как самостоятельной величины становится заметным.

Чудо, произошедшее с Сарой, повлияло и на народы мира. В день рождения Ицхака обилие чудес и благословений пролилось на все народы, и это, в частности, раскрылось в том, что Сара - еврейская мать - дала от обилия своего молока детям других народов. Именно поэтому доказательством того, что Ицхак – действительно сын Авраhама и Сары (не только с точки зрения родства, но и в жизненном пути), послужило кормление Сарой чужих детей!

Описывая день рождения Ицхака, Мидраш (Берешит раба, 53) говорит: «Многие бездетные родили... в этот день, многие больные выздоровели, многие молитвы получили ответ, и много радости было в мире». Так народам мира дано было ощутить, что народ Израиля - избранный народ, являющийся источником благословения также и для них. Это же является причиной того, что незадолго до рождения Ицхака имя его матери Сарай (на иврите - властительница моя) было изменено Вс-вышним на Сара (властительница, без суффикса принадлежности). Талмуд (Брахот, 13а) говорит: «будет властительницей всего», не только своего народа.

Когда придет Мошиах, всем с очевидностью раскроется роль еврейского народа. И форма влияния еврейского народа на другие народы будет явной, очевидной, подобно воздействию, оказанному на них некогда Сарой, праматерью нашей. Как сказано об этом: «И будет... утвердится гора дома Г-сподня вершиной всех гор... и устремятся к ней все народы».